Евразийское детское сообщество
Подписаться
Безопасен ли интернет-шопинг для подростков?

Более 70% подростков хотели бы иметь личную банковскую карту без привязки к счету родителей

Современные подростки демонстрируют показатели знаний и навыков в области цифровых технологий выше, чем у взрослых. Однако родители считают, что самостоятельно осуществлять покупки через интернет подросткам можно только по достижении совершеннолетия. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта «Дети и технологии»*, проведенного Аналитическим центром НАФИ и группой QIWI в мае-августе 2018 года.

Индекс цифровой грамотности подростков составляет 73 п.п. из 100 возможных. Индекс взрослых (по аналогичной методологии измерения) равен 52 п.п.** Тем не менее родители считают, что наиболее безопасный возраст для начала использования финансовыми продуктами – 19 лет.

У большинства подростков уже в возрасте от 14 до 17 лет (82%) есть карманные деньги, а половина тинейджеров пользуются электронными деньгами. Каждый второй имеет личный электронный кошелек (49%), 42% пользуются банковской картой, не привязанной к счету родителей. При этом 76% опрошенных, у которых личной карты нет, хотели бы ее оформить.

Большинство подростков (70% за последние 3 месяца) совершали покупки в интернет-магазинах или оплачивали что-то онлайн. При совершении покупок через интернет подростки с одинаковой частотой использовали для оплаты личные банковские карты (36%) и личные электронные кошельки (35%).

Наиболее популярные статьи трат у подрост­ков — это траты на еду и напитки (78%), накопление с определённой целью (52%) и траты на походы в кино, парки, на другие развлечения (52%). Несмо­тря на то, что расходы на развлечения находятся на одном уровне со сбере­жениями средств на будущее, заин­тересованность в накоплении среди подростков говорит о более сознательном подходе к управ­лению личными финансами и указы­вает на определённые навыки в сфере финансовой грамотности.

Родители не верят в безопасность интернет-шопинга. Так, большинство родителей (84-87%) считают, что подросткам в возрасте от 14 до 17 лет небезопасно пользоваться мобильным и интернет-банкингом, а также электронными кошельками. Примечательно, что каждый пятый (17%) затруднился назвать точный возраст, с которого детям можно заниматься онлайн-шопингом. Более половины родителей (57%) считают, что совершать покупки в интернете можно только по достижении 18 лет.

Сегодня большинство россиян (61%) не привлекают детей к учету доходов и расходов, планированию бюджета семьи. Это говорит о том, что в российских семьях по-прежнему не ведется работа по формированию основ финансовой грамотности. Цифровизация финансов требует дополнительного погружения и специализированных знаний со стороны детей, а также осведомленности, внимания и контроля со стороны родителей.

Основные выводы

Подходы к повышению детской финансовой грамотности

Существующие в мире программы по повышению финансовой грамотности можно разделить по нескольким характеристикам, в зависимости от:

  • инициатора программы: государственные структуры, всемирные институты развития, общественные и коммерческие организации (банки, страховые компании и другие)
  • целевой аудитории (дети, женщины, люди в сложной социальной ситуации, средства массовой информации, учителя, инвесторы
  • роли повышения уровня знаний в финансовой отрасли – то есть, является ли финансовое образование основной составляющей программы или лишь частью какого-либо масштабного образовательного проекта (в качестве примера второго можно привести программу Организации Объединенных Наций «Десятилетие ООН – образование для устойчивого развития», которая была реализована в 2005-2014 годах)

Универсальной стратегии повышения финансовой грамотности не существует, и инициативы по реализации подобных проектов для детей действуют во многих странах. Главная их направленность – выработка навыков понимания населением сути денег и финансовых взаимодействий, формирование правильного отношения к распределению денег в семье, управлению ими.

Требования к финансовым продуктам и услугам для детей

В 2014 году в докладе Всемирного Банка Global Financial Development Report была предложена система базовых требований к финансовым продуктам для детей и подростков. Данная система была призвана повысить доступность финансовых услуг для молодой аудитории и должна способствовать повышению финансовой ответственности и грамотности потребителей.

В основе выделенных базовых принципов создания дружественных банковских продуктов для детей и подростков лежат требования, затрагивающие вопросы доступа, контроля, положительного финансового стимула для пользования финансовыми продуктами и услугами, безопасности и наличия образовательного компонента в предлагаемых целевой аудитории инструментах.

В Российской Федерации развитие данного сегмента рынка находится на начальном этапе – большинство предлагаемых продуктов продвигаются среди родителей. Они рассчитаны либо на контроль за расходами (но не на обучение детей и подростков), либо на вложение в будущее подрастающего поколения. Наиболее гибкие продукты являются сейчас частью премиальных продуктов для родителей, принадлежащих к высокодоходной аудитории.

Финансовая грамотность детей и подростков в России

Чуть более половины детей и подростков в России получают денежные средства от родителей в виде карманных расходов, из них только треть получают деньги регулярно. В том случае, если ребенок не имеет возможности получить доход из других источников, например, благодаря подработкам или стипендии, – а это около четверти
российских детей, то приобретение практических навыков обращения с денежными средствами будет осуществляться после достижения трудоспособного возраста, что может стать причиной формирования высокорискового поведения и снижения благосостояния таких потребителей.

Для тех детей, которые получают деньги от родителей или из других источников, фактором риска при формировании стратегий финансового поведения может являться отсутствие продуман ной со стороны родителей системы правил предоставления карманных денег и регулярного контроля за тратами ребенка, а также практики приобщения детей и подростков к ведению бюджета и приобретению знаний о финансовых продуктах и услугах.

На нашем сайте вы можете скачать полный текст исследования а также пресс-релиз с таблицами данных.

Вступай в клуб!

Дорогой друг, присоединяйся к нам!
Стань участником Евразийского Детского Сообщества. Заполни простую форму и стань членом нашего сообщества проактивных детей и их родителей. Ты будешь первым узнавать о наших активностях и мероприятиях.

Присоединиться

Заполните анкету для получения скидки и подписки на рассылку наших материалов.

Отправить

Благодарим за интерес к нашему сообществу. Будем Вас информировать о всех интересных мероприятиях.