В России уже несколько лет действует программа «Приоритет-2030» в рамках которой был отобран 121 лучший вуз страны. Эта программа — не только крупнейшая поддержка для развития российских университетов, но и попытка создать новую формулу российского высшего образования. Со списком вузов можно ознакомиться по ссылке.
В прошлом году Тюменский государственный университет (ТюмГУ) стал одним из восьми ведущих вузов программы. Здесь создают инновационные проекты, направленные на решение основных вызовов времени. Но самое важное, в университете начали переход к модели вуза следующего поколения — предпринимательского университета. Его суть — переориентировать ученого от фундаментальных исследований к решению прикладных задач. Для этого исследователи должны изначально быть в кооперации с производственными компаниями, должны решать актуальные вопросы экономики.
Второе новшество понравится студентам: речь идет о модели индивидуальных образовательных траекторий по принципу «2+2+2». Она позволяет студентам менять направление обучения во время учебы и по окончании бакалавриата. Помимо ТюмГу такой подход практикует ИТМО, а в Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону) сейчас внедряются очень интересные идеи обучения медиатехнологиям и медиаграмотности.
Первые два года студенты учатся вместе и получают широкое образование, а окончательно определиться с направлением подготовки смогут после второго года обучения. Следующие два года посвящены более узкой теме в соответствии с выбранным направлением. Последние два года — магистратура. При этом первые два года студенты еще и постоянно меняют учебные команды, а не находятся в одной и той же группе, как обычно это бывает. Это помогает им в дальнейшем работать в команде и быстрее адаптироваться. Гибкость модели позволяет примерить на себя разные «профессии» и вовремя уточнить или поменять свой профиль. Это поможет тем, кто еще не определился и ищет для себя наиболее подходящую сферу.
Современное образование становится индивидуальным. Раз нет двух одинаковых абитуриентов, то, соответственно, не может быть и двух одинаковых выпускников. Это хорошо, поскольку точно спрогнозировать, какие специалисты потребуются обществу, невозможно даже на 10 лет вперед. Лучшее, что могут предложить университеты — помочь студентам раскрыть их индивидуальные способности. У реформы — долгосрочная цель: по словам Владимира Путина, высшей школе необходима гибкость, так как «рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим». За счет того, что программа первых двух лет обучения станет более широкой, а образовательный трек — более разноплановым, выпускникам будет проще впоследствии встраиваться в рынок труда.
Это интересно:
Оглядываясь на историю развития высшего образования, мы видим несколько поколений университетов, которые качественно отличаются друг от друга.
Первое поколение: средневековый университет
Первые университеты появились в раннем Средневековье и стали наследниками «латинских школ» (отсюда латинский квартал в Париже). По сути, это были учебные заведения, которые пытались сохранить жемчужины античной философской и научной мысли в наступившую эпоху варварства. В них изучались классические науки, и прежде всего — «большая четверка»: теология, право, медицина и прикладные искусства. Поощряемые церковными и светскими властями, они стали «государствами в государствах», практически не подчиняясь городским властям, а только своему академическому руководству.
Второе поколение: исследовательский университет
Возникший в эпоху Просвещения новый тип университета автор называет «гумбольдтским». Именно Вильгельм фон Гумбольдт смог создать новую модель вуза, целью которого является не передача знаний (для этого есть школы и колледжи), а обучение правилам создания нового знания. Такой университет должен прежде всего прививать студенту интерес к науке, обучать его технологиям исследования в области фундаментальных знаний. И такая модель вполне благополучно дожила до наших дней.
Современные вузы кардинально отличаются от своих предшественников и являются учебными заведениями нового — третьего поколения.
Дорогой друг, присоединяйся к нам!
Стань участником Евразийского Детского Сообщества. Заполни простую форму и стань членом нашего сообщества проактивных детей и их родителей. Ты будешь первым узнавать о наших активностях и мероприятиях.
Благодарим за интерес к нашему сообществу. Будем Вас информировать о всех интересных мероприятиях.