Изучение реакции человека на цвет началось почти век назад – около 80 лет назад в Германии появился первый Институт цвета. Как рассказала Ирина Лединская в интервью ЕДС, ученые начали исследовать реакцию человека на цвет и то, как он может влиять на его восприятие и подсознание. Силу и магию того или иного цвета стали широко использовать не только в медицине, но и в маркетинге, в рекламе. Сама Ирина одно время занималась пиар-менеджментом и тогда впервые столкнулась с темой применения сочетаний цветов для создания рекламных образов, способных привлечь потребителя. По словам специалиста, ей понравилось то, как можно использовать цвет в его связи с психологией, но не понравилось то, как некоторые могут манипулировать цветовым воздействием, навязывая человеку определенные стереотипы.
Свое первое нестандартное решение использования психологии цвета Ирина воплотила в развивающих занятиях для детей. В Германии «Эмоциональная Цветология» – её курс по психологической коррекции эмоционального состояния – в 2015 году был назван инновацией в образовательном процессе. Чтобы это не было скучным набором упражнений, Ирина решила использовать воздушные шарики. По задумке, специальные игровые упражнения должны были проводиться под цветовую музыку композиторов- синестетиков с соответствующего цвета шариками. Но что если показать ребенку 100 красных шариков? Какую реакцию это вызовет? Агрессию? Стресс? Нервное возбуждение? Ирина стала углубляться в тему цветотерапии, психоанализа и нейробиологии.
Именно на стыке этих направлений и была разработана методика «Ментальной радуги» (Mental Rainbow). Ее исходное положение таково: каждый из нас имеет свою, индивидуальную реакцию на цвет. При том, если мы переживаем чувство одиночества, то активна одна область нейронов, а если, например, нуждаемся в деньгах, то другая. И при этом, когда мы смотрим на цвет, реагируют те же области мозга. Получается у каждого своя карта активности нейронов в ответ на эмоцию, желание или качество характера. На этом основаны все психологические цветоаналитические тесты. Их называют судьбоаналитическими – настолько точны результаты.
Инновация Ирины состоит в том, что она разработала короткий ассоциативный ряд, который предлагается человеку в виде интервью в 10 вопросов про цветосочетания. Узнавая отношение человека к цвету по шкале от 1 до 10, можно понять, насколько ему важен или неважен тот или иной параметр в его жизни или же как работает та или иная черта характера. Главный смысл в том, подчеркивает Ирина, что у каждого из нас есть такая метальная радуга. И по позициям оценки цветов можно составить полноценную психологическую карту человека, понять индивидуальность характера.
Но не все так просто! За 10 вопросами стоит многоуровневое психоаналитическое исследование, включившее в себя данные порядка 500 психологических тестов. Но при этом недостаток классических тестов в том, что они определяют человека в рамки определенного психотипа и не учитывают МУЛЬТИПОТЕНЦИАЛЬНЫХ людей. Благодаря методу Ирины можно не пропустить такую особенность в развитии индивидуальности, как мультипотенциал. Вообще появлению детей-мультипотенциалов способствовала волна осознанного родительства в начале XXI века.
Родители стали использовать в воспитании детей не стратегию «тебе это НАДО!», а следовать за возможностями ребенка – «ЧТО тебе надо?». С таким подходом изначальный мультипотенциал ребенка не нарушается, характер не ломается, а раскрывается. То есть в умении сочетать логику, интуицию и мышление, чувство и эмоции мультипотенциал способен понимать и приспосабливаться к каждому человеку, нестандартно видеть ситуации и принимать неочевидные решения. Образно говоря, дети- мультипотенциалы чувствуют себя, как боги: они подсознательно понимают, что могут все и могут быть разными. Такая многогранность может сбивать с толку не только родителей и окружающих, но и самому ребенку иногда может быть сложно с самим собой и с самоидентификацией.
Поэтому ценность метода Ирины в том, что эти особенности можно определить еще в детском возрасте. Метод Mental Rainbow применяется с 4 лет. А знание точек мотивации в Радуге характера ребенка порой может служить единственным способом включения интереса к учебе и другой деятельности и помочь раскрыться талантам, их правильно развивать и направлять.
Часто родители не видят в детях мультипотенциальность. Они искренне стараются передать ребенку свой опыт, подтолкнуть его к той схеме, которая у них в голове. Поэтому Ирина составляет радугу для всей семьи – и тем самым получает все разнообразие характеров и потенциалов ее членов, выявляет ситуации, когда ни в коем случае нельзя «ломать» личность, применять давление. И таким образом упрощается взаимодействие в семье – родители уже понимают, в каких ситуациях не стоит «трясти» или требовать, потому что их ребенок – он «другой.
А персональная консультация по составлению радуги характера очень полезна для ребенка в смысле определения направлений его развития и для выбора будущей профессии. Цветоаналитика дает очень широкий спектр для профориентации, гораздо более «внерамочный», чем обычные тесты. Тут важно прежде всего нащупывание направления способностей и дарования.
Осознанное понимание психологии цвета вообще может сопровождать вашу жизнь и быть верным помощником, говорит Ирина. Всем понятно, что цвет влияет на настроение, состояние. Это можно сравнить с состоянием моря. Именно для вас и в определенный момент какой-то цвет как спокойствие и штиль, какой-то – как волны, а какой-то – как настоящий шторм. Поэтому очень важно подбирать цвета именно под себя, не ориентируясь на моду, подчеркивает Ирина. Очень часто маркетинговые техники и реклама навязывают определенные цвета, которые манипулируют нашими реакциями. Чтобы научиться не «вестись» на это, надо уметь проводить с собой простые техники по проверке ощущения цвета в данный момент, под свое состояние.
К примеру, произошло что-то неприятное: конфликт с кем-то или встреча с кем-то, кто нам не нравится. Такое событие вызывает негативные эмоции. Поэтому чтобы вызвать у себя состояние спокойствия, которое бы их нейтрализовало, можно представлять себе приятные и легкие облака вашего личного «цвета спокойствия». Просто спросить себя – спокойствие, это какой для меня цвет? Словно своего рода медитация, только с использованием цвета.
Есть огромное количество методов, способов и сфер применения цветоанализа и цветотерапии индивидуально и в группе. Главное понимать, как правильно применять цветопсихологию именно для себя, уметь слышать себя, а не рекламный шум, резюмирует Ирина Лединская. И тогда ваша жизнь в буквальном смысле заиграет новыми цветами, помогая улучшать с помощью них свое состояние, менять настоящее и созидать будущее.
Для Евразийского детского сообщества знакомство с Ириной и ее уникальной методикой «Ментальной радуги» стало знаковым и перспективным: уже очень скоро мы совместно запустим обучающий курс для подростков по цветонализу. Следите за нашими обновлениями!
Дорогой друг, присоединяйся к нам!
Стань участником Евразийского Детского Сообщества. Заполни простую форму и стань членом нашего сообщества проактивных детей и их родителей. Ты будешь первым узнавать о наших активностях и мероприятиях.
Благодарим за интерес к нашему сообществу. Будем Вас информировать о всех интересных мероприятиях.