
В России уже несколько лет действует программа «Приоритет-2030» в рамках которой был отобран 121 лучший вуз страны. Эта программа — не только крупнейшая поддержка для развития российских университетов, но и попытка создать новую формулу российского высшего образования. Со списком вузов можно ознакомиться по ссылке.
В прошлом году Тюменский государственный университет (ТюмГУ) стал одним из восьми ведущих вузов программы. Здесь создают инновационные проекты, направленные на решение основных вызовов времени. Но самое важное, в университете начали переход к модели вуза следующего поколения — предпринимательского университета. Его суть — переориентировать ученого от фундаментальных исследований к решению прикладных задач. Для этого исследователи должны изначально быть в кооперации с производственными компаниями, должны решать актуальные вопросы экономики.
Второе новшество понравится студентам: речь идет о модели индивидуальных образовательных траекторий по принципу «2+2+2». Она позволяет студентам менять направление обучения во время учебы и по окончании бакалавриата. Помимо ТюмГу такой подход практикует ИТМО, а в Донском государственном техническом университете (Ростов-на-Дону) сейчас внедряются очень интересные идеи обучения медиатехнологиям и медиаграмотности.
Первые два года студенты учатся вместе и получают широкое образование, а окончательно определиться с направлением подготовки смогут после второго года обучения. Следующие два года посвящены более узкой теме в соответствии с выбранным направлением. Последние два года — магистратура. При этом первые два года студенты еще и постоянно меняют учебные команды, а не находятся в одной и той же группе, как обычно это бывает. Это помогает им в дальнейшем работать в команде и быстрее адаптироваться. Гибкость модели позволяет примерить на себя разные «профессии» и вовремя уточнить или поменять свой профиль. Это поможет тем, кто еще не определился и ищет для себя наиболее подходящую сферу.
Современное образование становится индивидуальным. Раз нет двух одинаковых абитуриентов, то, соответственно, не может быть и двух одинаковых выпускников. Это хорошо, поскольку точно спрогнозировать, какие специалисты потребуются обществу, невозможно даже на 10 лет вперед. Лучшее, что могут предложить университеты — помочь студентам раскрыть их индивидуальные способности. У реформы — долгосрочная цель: по словам Владимира Путина, высшей школе необходима гибкость, так как «рынок труда сегодня динамично меняется, постоянно появляются новые профессии, усложняются требования к существующим». За счет того, что программа первых двух лет обучения станет более широкой, а образовательный трек — более разноплановым, выпускникам будет проще впоследствии встраиваться в рынок труда.
Это интересно:
Оглядываясь на историю развития высшего образования, мы видим несколько поколений университетов, которые качественно отличаются друг от друга.
Первое поколение: средневековый университет
Первые университеты появились в раннем Средневековье и стали наследниками «латинских школ» (отсюда латинский квартал в Париже). По сути, это были учебные заведения, которые пытались сохранить жемчужины античной философской и научной мысли в наступившую эпоху варварства. В них изучались классические науки, и прежде всего — «большая четверка»: теология, право, медицина и прикладные искусства. Поощряемые церковными и светскими властями, они стали «государствами в государствах», практически не подчиняясь городским властям, а только своему академическому руководству.
Второе поколение: исследовательский университет
Возникший в эпоху Просвещения новый тип университета автор называет «гумбольдтским». Именно Вильгельм фон Гумбольдт смог создать новую модель вуза, целью которого является не передача знаний (для этого есть школы и колледжи), а обучение правилам создания нового знания. Такой университет должен прежде всего прививать студенту интерес к науке, обучать его технологиям исследования в области фундаментальных знаний. И такая модель вполне благополучно дожила до наших дней.
Современные вузы кардинально отличаются от своих предшественников и являются учебными заведениями нового — третьего поколения.
Dear friend, join us!
Become a member of the Eurasian Kids Society. Fill out a simple form and become a member of our community of proactive kids and their parents. You will be the first to know about our activities and events.
Thank you for your interest in our community. We will keep you informed of all interesting events.