
Ольга Ошуркова — российский изобретатель, инноватор, серийный предприниматель, профессиональный бизнес-тренер, участник американо-российского делового совета (USRBC), спикер клуба изобретателей Свердловской области, спикер всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), эксперт сообщества «ЗаМодернизацию», эксперт международного бизнес-клуба «PULSET-CLUB», эксперт «Аналитический центр Московский регион», эксперт «Newton Angels», Бостон (newtonangels.com). Автор уникального телекоммуникационного проекта; авторство подтверждено документами из библиотеки Конгресса США, руководитель инновационных проектов www.divaora.com, www.divaora.ru Обладатель нескольких патентов в том числе на изобретение. Имеет более 20 изобретений в разных сферах. Более подробную биографию можно прочитать в свежем выпуске 2015 года (№8) биографической энциклопедии личностей в 11 странах "Who is Whо в России".
Представитель Евразийского детского сообщества Даша взяла интервью у этой выдающейся женщины. Сегодня мы публикуем его первую часть.
Скажите, а кто такой изобретатель в наше время? Ведь все уже изобретено.
Изобретатель – это человек, который находит решение для актуальных, сейчас существующих проблем. Когда мы сталкиваемся в быту с какой-то сложностью и не знаем, как решить, потому что у нас под рукой нет удобных инструментов для этого. Если вы можете улучить что-то или придумать решение исходя из того, что у вас под рукой, – вот это и есть изобретательство. То есть это гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.
Как вы стали изобретателем и почему?
Это началось в детстве. Мне всегда было интересно, как устроены игрушки. Я их разбирала, чтобы понять – как, например, устроена машинка, каким образом она сделана так, что может ездить. Родители, конечно, грустили, что игрушки сломаны, и покупали мне игрушки попроще – потому что знали, что я их все равно разберу. В конце концов они стали мне покупать книжки, в которых рассказывалось, как работает автомобиль или как устроена железнодорожная станция… И так постепенно, начиная с самого детства я и становилась изобретателем.
Каким было ваше первое изобретение?
Опять же, оно было сделано в детстве. Я изобрела систему доставки вещей на подвесах. Мы с моей старшей сестрой жили в одной комнате и вместе играли. И в какой-то момент мы изобрели систему на нитках, с помощью которой можно было, не вставая с кровати, отправить по комнате сестре какую-то посылочку в подвешенном ведерке. Таки образом, дергая за веревочки, мы могли перемещать что-то по комнате. В итоге система подвесов уже охватывала всю комнату, и можно было доставлять груз в любую ее точку.
Чем вы занимались до того, как стали изобретателем?
Я начала свою трудовую деятельность в 13 лет. Я подрабатывала нянечкой, еще создала кружок игры на гитаре – и это был мой первый источник дохода. Параллельно я посещала кружки, секции, музыкальную школу, баскетбол, плавание, шахматы. Конечно, всегда что-то прогуливала, чтобы везде успеть. И нужно сказать, что такой широкий кругозор позволяет мне решать разнообразные и сложные задачи. К тому же важные изобретения сейчас делаются на стыке областей.
Кем вы мечтали стать, когда учились в школе?
У меня были три заветные цели. Я хотела стать космонавтом – как и большинство детей советского периода. Чуть позднее я собиралась стать президентом, даже так! И наконец, я мечтала открыть свой кинологический центр и бесплатный приют для животных, которых бросили. Надеюсь, в последнем случае все еще впереди – я очень люблю животных и хочу создать такой приют.
Сколько у вас всего изобретений?
На сегодняшний момент у меня, наверное, уже больше 60 изобретений. Прежде всего я говорю о чем-то серьезном – об устройствах, которые позволяют людям улучшить свое здоровье, при этом не обращаясь к врачам или медработникам. Например, устройство, помогающее больному самостоятельно установить капельницу, не прибегая к помощи другого человека. Это очень актуально – когда, например, у тяжелого пациента нет возможности вызвать медсестру. Также есть изобретения в области ИТ, машиностроения, металлургии, сферы все разные… Вообще, если задаться целью, то в течение недели можно создать идеи множества устройств, которым нет аналогов в мире.
Какое ваше изобретение вы считаете самым важным?
Прежде всего те, что связаны с сохранением жизни и здоровья детей. Большим своим изобретательским успехом я считаю тренажер для глаз «Лечи-Играй», который уже прошел все тесты и продается в открытом доступе. Он позволяет и взрослым, и детям сохранять и лечить зрение без операции, занимаясь лишь несколько минут в день по игровой методике.
Что вас подтолкнуло к этому изобретению?
У моего младшего ребенка, сына, было сходящееся косоглазие, астигматизм и миопия высокой степени. Один глаз у него видел 10%, а другой – 65%. Конечно, мы занимались этой проблемой, посещали кабинеты охраны зрения, но динамики не было, максимум – 5% в год. И моя дочь, старшая сестра Жени, предложила: мам, ты же инженер, давай что-нибудь придумаем, чтобы нам не нужно было ездить в поликлинику. Я говорю – почему бы и нет, но тогда ты и придумывай, раз идея твоя. Ребята взяли батарейки, провода, светодиодную плату и пытались сконструировать лечебные очки. В итоге мои дети, по сути, создали прототип для изобретения. Через три месяца Женя сказал, что чувствует себя некомфортно в очках. Мы сходили к офтальмологу – и нам сказали, что у сына улучшилось зрение! Получается, что идею придумала моя дочь – для своего младшего братика! Сейчас у Жени зрение улучшилось с 10% до 95 на правом глазу и с 65% до 100 на левом!
Еще очень важно, что занятия на этом тренажере оказались полезны не только детям, но и взрослым. Мы провели исследования – не где-то, а в Центре подготовки космонавтов «Роскосмоса», и подтвердилось, что аппарат абсолютно безопасен для всех возрастных категорий и полезен даже для тех, у кого хорошее зрение, то есть его можно использовать не только для лечения, но и для профилактики. После просмотра мультиков или выполнения заданий на компьютере или смартфоне это будет наиболее эффективно. Теперь мы знаем, что нашим тренажером пользуются даже космонавты!
Какими качествами, по-вашему, должен обладать изобретатель?
Самое главное – это желание что-то улучшить – неважно, есть у вас специализированное образование или какие-то навыки. Я считаю, что каждый человека талантливый и потенциально он уже – изобретатель. Просто мы не до конца в себя верим... Обычно, чтобы починить какое-то устройство, мы обращаемся к специалисту. Но если мы попытаемся начать какие-то простые задачи решать самостоятельно, то увидите, что придумывать способы их решить – не так уж сложно. Тем более в эпоху интернета и открытых источников. То есть умение ими пользоваться – тоже хорошая черта.
Не так давно у меня сломался беспроводной наушник. Вместо того, чтобы идти к мастеру, я обратилась к «гуглу» и вскоре нашла решение своей проблемы. Поэтому для изобретателя важен широкий кругозор и, главное, не бояться что-то разобрать, «сломать» – ведь конечным результатом будет понимание, как все устроено и как можно починить то или иное устройство. Если что-то не получается – не нужно бояться, ведь отрицательный опыт – это тоже опыт.
Чтобы развивать свои качества, советую посещать так называемые «акселераторы» – социальные институты поддержки стартапов, которые есть сейчас во всех крупных городах.
Вы одновременно предприниматель, изобретатель и мама. Насколько сложно это совмещать? С какими трудностями вы сталкиваетесь?
Действительно, здесь есть сложный момент. Потому что, с одной стороны, нужно заниматься хозяйством, детьми, а с другой – нужно заниматься изобретательством. Я думаю, что если человек старается по всем векторам своей жизни равномерно распределять энергию, то такой человек наиболее успешен и востребован. Поэтому я для себя сформировала несколько таких векторов. Например, вектор здоровья, вектор саморазвития, вектор семьи и здоровья детей, вектор развития проектов… Здесь важен тайм-менеджмент – когда вы всегда знаете, сколько времени в день вы можете уделить тому или иному проекту. Понятно, что различные ситуации с детьми выводят из тайминга, но зато в другие дни можно найти возможность решить какие-то задачи быстрее, чем планировалось. Когда дети в школе или детском саду, то есть возможность сесть с листком бумаги и построить планы… Главное – назначить и иметь перед глазами дедлайн, то есть когда вы должны задачу выполнить и завершить. Такая собранность по времени позволяет быть очень эффективным!
Dear friend, join us!
Become a member of the Eurasian Kids Society. Fill out a simple form and become a member of our community of proactive kids and their parents. You will be the first to know about our activities and events.
Thank you for your interest in our community. We will keep you informed of all interesting events.