Академия талантов — одна из ведущих образовательных площадок Санкт-Петербурга, где созданы особые условия для творчества и разностороннего развития школьников и педагогов. Мы поговорили с директором Академии Ингрид Валерьевной Пильдес о том, как работать с одаренными детьми и какие перспективы открываются перед выпускниками.
— Расскажите, пожалуйста, об Академии талантов. Как появилась идея создать такую образовательную площадку?
— Академия талантов официально открылась 14 декабря 2015 года. Об эксклюзивности организации свидетельствует статус: государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение. Нетиповое, значит, необычное.
В нашу образовательную экосистему на сегодняшний день входят две локации на территории Санкт-Петербурга — Каменноостровский дворец и Центр медиаискусств.
Несколько слов о «начинке» каждой из них.
Академия располагается в бывшей императорской резиденции — Каменноостровском дворце. После реставрации были планы разместить там чиновников, но губернатор Санкт-Петербурга принял решение передать здание под нужды дополнительного образования — детям. Мы придумали, как интегрировать высокотехнологичное оборудование, предназначенное для наших образовательных программ, в дворцовые интерьеры — и у нас получилось. На данной площадке мы реализуем программы по социогуманитарному направлению, и в новом учебном году мы значительно увеличили число естественно-научных программ. Их у нас более сотни.
Здесь же, во дворце, с начала нового учебного года располагается Центр олимпиад Санкт-Петербурга. Формально, это новый для нас вид деятельности, но, по сути, является логичным для учреждения, цель которого выявление и поддержка одаренных детей. Центр координирует олимпиадное движение и ведет отбор школьников, проявивших выдающиеся способности в разных областях. Они становятся членами сборных команд Санкт-Петербурга для участия в олимпиадах различного уровня.
И Центр медиаискусств. Он открылся в 2019 году в особняке барона Фредерикса, рядом со Смольным. Нам было важно сделать его непохожим на уже имеющиеся центры дополнительного образования. В основу концепции легло создание цифровой образовательной среды в искусстве. Здесь с удовольствием занимаются ребята, которым интересен графический дизайн, фотография, диджеинг, VR-технологии, современные медиа.
Академии талантов в этом году 6 лет, из них три с половиной года мы работаем в статусе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». Для нас является стратегически важным взаимодействие с фондом «Талант и успех» и «Сириусом» в рамках подготовки школьников к масштабному всероссийскому конкурсу «Большие вызовы», повышения квалификации наших педагогов и привлечении к совместной проектной деятельности крупных научно-исследовательских центров, университетов, культурных площадок, индустриально-технологических партнеров со всей страны.
Ведь в дальнейшем проекты наших учеников должны выходить за пределы учебных аудиторий и максимально быть востребованными экономикой и наукой России.
— На кого рассчитаны ваши программы, какие форматы и направления у вас есть?
— Главная целевая аудитория Академии талантов — школьники средней и старшей возрастной категории.
Каким образом строится образовательный процесс?
Мы работаем в рамках нескольких востребованных образовательных форматов.
Во-первых, это проектные программы — короткие 1,5-2 часовые занятия, целью которых является не просто знакомство с тем или иным направлением науки или искусства, но создание своего небольшого продукта, проекта, отработка конкретного навыка. Участие в проектной программе позволяет ребенку понять, насколько интересно ему то или иное направление. Таким образом, мы содействуем подростку в его профессиональном самоопределении и выявляем предрасположенность к тому или иному виду деятельности.
Второй формат — программы дополнительного образования. Это классические годовые программы длительностью 72 и 144 часа, а также краткосрочные интенсивы. Они позволяют ребенку проработать конкретную предметную область или развить конкретные навыки, мотивируют их к исследовательской деятельности.
Третьим направлением обучения стали для нас профильные смены — короткие интенсивные программы по узкому профилю, которые направлены на конкретный результат (исследование или проект). Профильные смены, а их в 2021-2022 учебном году Академией талантов будет реализовано больше 60 в очном, онлайн или гибридном форматах, успешно готовят победителей и призеров всероссийских конкурсов и олимпиад. Например, конкурса «Большие вызовы», и мы гордимся достижениями наших воспитанников.
И еще один, новый для нас формат — факультеты. Мы решили попробовать и в новом учебном году презентовали модульную систему обучения, построенную на принципах межпредметного образования. Сегодня это востребованный запрос со стороны региональных экономик и науки, и Академия решила идти в ногу со временем или даже его чуть опережать, занимаясь подготовкой специалистов будущего.
— Сложно ли попасть на программы Академии талантов?
— Думаю, нет. Главное — желание ребенка, наличие портфолио и внимательность при заполнении регистрационной формы. Иногда мы просим участников профильных смен написать мотивационное письмо — а почему он хочет принять участие в данном интенсиве? Для нас это важно.
— В чем особенность работы с талантливыми детьми?
— Мы всегда помним, что каждый ребенок талантлив, и педагогу нужно прежде всего в это верить. Существуют формальные критерии достижений одаренных школьников, предусмотренные федеральным законодательством, и также мы оцениваем мотивацию ребенка, рекомендации педагогов и экспертные оценки.
Плюс неформальные вещи, которые к высокой познавательной или творческой деятельности, строго говоря, не относятся, но учитываются нами. Речь идет о социальной активности школьника, его способности коммуницировать со сверстниками взрослыми и формировать объемную карту мира в своем сознании, где есть место неожиданной, на первый взгляд, коллаборации предметов и явлений, знаний и навыков.
Это и есть те самые междисциплинарные связи, где ребенок точно понимает логику и связь между, например, физическими явлениями, биохимическими процессами и природой вокруг себя. Помните, я говорила об открытии в Академии формата факультетов? Это из этой же истории.
А мы как учреждение дополнительного образования своей работой успешно дополняем основное школьное образование, диверсифицируем его, предоставляя ребенку уникальные возможности для развития его талантов и формируя навыки его проектной деятельности. То, на что обычной школы, как правило, не хватает.
В этом и заключается долгосрочный тренд, которого мы придерживаемся.
— У Академии есть программа поддержки родителей, сообщество родителей. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. На какие запросы общества она отвечает?
— Академия родителей — это возможность для взрослых встретиться с признанными экспертами в области педагогики и подростковой психологии, получить профессиональную консультацию, обсудить актуальные проблемы воспитания подрастающего поколения на нашей площадке. Проект по повышению уровня родительской компетенции успешно реализуется в Академии талантов с 2017 года. Мы акцентируем свое внимание на поддержке родителей, которые заинтересованы в том, чтобы создать условия для максимального раскрытия талантов своего ребенка.
— Педагоги Академии — в большинстве своем молодые люди, активисты своих направлений. Расскажите, пожалуйста, кто какие направления они продвигают?
— В Академии талантов молодой коллектив. Это целеустремленные, яркие, способные научить и способные учиться сами люди, системные в профессии и в обычной жизни.
Вот, пожалуй, главные характеристики моих коллег.
Современный учитель должен обладать системным мышлением, эмпатией, быть гибким, уметь принимать решения и работать в команде и, конечно же, иметь глубокие знания по своему предмету. Только так он сможет сыграть роль катализатора в развитии таланта ребенка.
Другому человеку, не обладающему данными компетенциями, приходится сегодня сложно, едва заходит речь о профессиональной среде. Мы понимаем, что образование на современном этапе переживает мощную трансформацию под воздействием внешних факторов, и это позволяет нам эффективно меняться, проявлять оперативность и креативность и не уповать только на традиционные форматы обучения. И при этом еще повышать качество образовательных продуктов и их востребованность среди молодежи.
Безусловно, с молодыми педагогами это делать интереснее.
— Какие перспективы ждут ребят после окончания программ Академии талантов? С кем вы сотрудничаете, куда можно поступать?
— Перспектив много. Одной из приоритетных задач Академии является расширение сети партнерских организаций. Среди них 12 ведущих университетов Петербурга — СПбГУ, ИТМО, Российский университет им.Герцена, Политех и другие. Вместе мы проводим профильные смены по подготовке школьников к Олимпиадам и конкурсам, победители и призеры которых получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.
Недавно мы заключили соглашение о сотрудничестве с Российской национальной библиотекой и объявили набор на профильную смену «Гуманитариум». Ее победителям РНБ вручит сертификат на целевое поступление в вуз гуманитарной направленности. Я уже не говорю о том, что участники интенсива получат доступ в архивы библиотеки, в отделы редких изданий, куда еще несколько лет назад доступ был только у аспирантов и научных работников.
— Как проходил образовательный процесс в дни пандемии?
— Во время пандемии мы поняли, что онлайн-формат может быть хорошим подспорьем в педагогической среде. В кратчайшие сроки нам предстояло многому научиться, проявить невероятную оперативность и лучшие традиционные методики и при этом еще соответствовать цифровому протоколу. Помимо онлайн-занятий мы организовали профильные смены на базе загородного центра «Зеркальный» в Ленинградской области. В условиях пандемии и перехода дополнительного образования в дистанционный формат это позволяло вывозить детей на свежий воздух и давало возможность им заниматься очно.
С профессиональными вызовами в дни пандемии 2020 года педагоги Академии успешно справились, наши кейсовые практики оказались востребованными в других регионах России.
Пандемия надолго — сегодня в этом мало кто сомневается. Гибридный формат обучения — это реальность, с которой столкнулись образовательные учреждения полтора года назад. За это время накоплен уникальный опыт, и наша глобальная задача не только гармонично интегрировать его в образовательный процесс, но и сосредоточить свои усилия на продвижении образовательных программ Академии талантов как одной из лучших образовательных площадок в Санкт-Петербурге по работе с одаренными детьми.
Выпускники профильных смен Академии талантов в конце октября вошли в шорт-лист литературной премии «Глаголица». Поздравляем ребят и желаем им дальнейших творческих успехов.
Dear friend, join us!
Become a member of the Eurasian Kids Society. Fill out a simple form and become a member of our community of proactive kids and their parents. You will be the first to know about our activities and events.
Thank you for your interest in our community. We will keep you informed of all interesting events.