«Папа может, папа может всё, что угодно – только мамой, только мамой не может быть» – помнишь слова из этой популярной шуточной песни? Смысл этих строк, что женщина обладает уникальным умением – вынашивать и рожать детей. Именно поэтому в течение многих веков положение женщины в обществе ограничивалось ролью жены и матери. Но с развитием движения за равноправие у женщин в начале XX века появились новые возможности – и они смогли наравне с мужчинами делать то, о чем и подумать раньше не могли. Чего стоит история знаменитой американки Амелии Эрхарт, ставшей первой летчицей в одиночку перелетевшей Атлантический океан и побившей массу рекордов в небе в 1930-х годах. Параллельно в СССР женщины также становились летчицами, автомобилистами, трактористами, принимали участие в спортивных соревнованиях. А также начали занимать руководящие посты. Вскоре и в США, и в Европе, и в СССР представительницы прекрасного пола осваивали все новые и новые профессии и сферы – и могли совмещать карьеру с материнством.
В этом мамам помогало государство, призванное давать социальную защиту своим гражданам. Женщины стали уходить в декретный отпуск, сохраняя работу и оплату труда на период беременности и вскармливания ребенка. Параллельно во многих странах, где женщины давно имели равные права с мужчинами, все еще существовал официальный или даже неофициальный перечень профессий, которые были «для леди» под запретом.
Например, первый такой список запрещенных для женщин профессий появился в СССР в начале 1950-х и касался добывающей промышленности. А 1978 году его серьезно расширили. «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», утвержденный правительством России в 2000 году, по сути, повторяет список 1978 года. Документ включает в себя 456 «неженских» профессий. Понятно, что запрет на ту или иную деятельность государство объясняет заботой о репродуктивном здоровье женщин – то есть стремится защитить их уникальную способность вынашивать и рожать детей.
Однако нужно понимать, что в XXI веке ситуация с реализацией изменилась уже на сто процентов. Очень многие девушки не стремятся выходить замуж или не хотят рожать детей. Например, они выбирают реализацию в какой-то профессии, хобби, социальной работе. Или же откладывают решение стать партнером и матерью на более поздний возраст. А самое главное – несут полную ответственность за свой выбор. Поэтому очевидно, что выбор потенциально опасной для здоровья профессии современная девушка делает осознанно, понимая все последствия и риски.
Ну а обязанность работодателя — дать необходимую информацию, с какими возможными рисками для здоровья женщины могут столкнуться. А делом государства должна быть охрана труда, минимизация условий труда, вредных для всех людей, независимо от пола.
В России сейчас пытаются соблюдать баланс. Список «запрещенных» профессий не так давно сократили вдвое. С 2021 года в списке «неженских» специальностей останется 98 позиций. В том числе будут сняты ограничения для женщин на работу водителем автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн, членом палубной команды на всех судах, машинистом электропоезда, слесарем по ремонту автомобилей, рыбаком прибрежного лова, трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства и на многие другие профессии. При этом много «неженских» профессий осталось в химической и обрабатывающей промышленности – но с развитием технологий условия труда и внедрением автоматизации и роботизации на производствах можно сделать более безопасными».
Давай познакомимся с представительницами нескольких профессий, которые раньше считались «только мужскими».
Отец Ольги принимал участие в строительстве метро, его жена, занималась отделкой станций. Родители тоже работают под землей: мама — на участке, где проверяют аппаратуру, папа отвечает за исправность стрелок и светофоров в тоннеле.
Ольга пять лет работала электромехаником связи в управлении Московского метрополитена, но когда узнала, что девушкам дали зеленый свет на профессию машиниста, решила переучиться.
«Никто не ожидал, что я поменяю специальность. Мне же захотелось освоить эту профессию, потому что она сложная, и некоторые говорили, что она не для женщин. Хочется доказать обратное. Часто удивляются именно коллеги-мужчины: видимо, они привыкли, что это их сфера, сугубо мужская, – рассказала Ольга журналистам. – Я уже ездила в кабине поезда на ознакомительном занятии — мы с девочками наблюдали за работой машиниста. Очень интересно, когда проезжаешь по наземным участкам линии, открываются потрясающие виды на Москву! Сама я за пультом не сидела, но это впереди. А пока все мое время уходит на учебу и уроки. Сейчас главное — хорошо сдать экзамены!»
Наталья работает кузнецом, со своей приятельницей Ольгой они разрабатывают дизайн, а позже по эскизам готовят оружие из дамасской стали. Причём весь процесс девушки осуществляют самостоятельно.
Уже 6 лет Анна работает в пожарно-спасательной части. Свою работу она не считает чем-то особенным, работа это и есть работа. Анна - единственная женщина во всей части, по ее собственному признанию, работать с мужчинами гораздо проще. С парнями можно говорить напрямую, не боясь кого-то обидеть или быть неправильно понятым.
Ольга Кирсанова — пилот гражданской авиации, водит самолет весом более ста тонн и вместимостью 180 пассажиров. За все эти жизни она в ответе. Свою работу она обожает — говорит, по-другому никак, ради такой профессии ей пришлось пройти огонь, воду и кабинеты чиновников. «У меня в семье все мужчины были авиаторами, все женщины — педагогами. Поэтому по первому образованию я — филолог, однако доучивалась на последних курсах, уже поступив в летное училище, — рассказывает Ольга Кирсанова. — Я попала в знаменитое Волчанское, это было фактически единственное место, куда принимали женщин. Для нас — всего четыре места на весь Советский союз!».
До прихода на БелАЗ работала более 20 лет тоже на не совсем женской должности на железной дороге. На разрез попала после объявления о наборе женщин-водителей, хотелось испытать себя в новом деле. С первой попытки не взяли - желающих очень много, идет строгий отбор претенденток, собеседование. Меня взяли со второй группой. Четыре месяца мы обучались в автошколе на категорию С для управления грузовыми автомобилями. После успешной сдачи экзаменов два месяца проходили стажировку на БелАЗах и только после этого начали самостоятельно работать. Это нелегкое дело, требуется выдержка, потому что физически бывает нелегко. Наверное, самое главное, чего потребовала новая работа, это высокая обучаемость. Необходимо усвоить и использовать огромный массив новых сведений не только о машине, о технологии работы, но и по мерам безопасной работы в условиях угольного карьера. Карьер - это не город, и управлять груженым автосамосвалом в любую погоду на поворотах, подъемах и т. д. это совсем не то, что поездка на легковой машине по асфальту. Тем не менее, работаю уже около двух лет. Непонимание, удивление встречать случается. Люди все-таки разные. Но в работе чаще приходится встречать поддержку, помощь. Если с машиной, скажем, случилась проблема, то коллеги-мужчины обязательно помогут, а как иначе, уже свой коллектив - общий результат.
Видишь? Женщины могут – если не абсолютно всё, то точно сами выбирать свою судьбу и не бояться трудностей.
И поэтому:
Дорогие девочки, девушки, мамы, бабушки мы поздравляем вас с весенним праздником - международным женским днем!
Пусть в вашей жизни каждый день случаются маленькие чудеса. Пусть ваша красота и обаяние будут мощным магнитом для притяжения удачи. Пускай ваша улыбка очаровывает окружающих и согревает близких.
Dear friend, join us!
Become a member of the Eurasian Kids Society. Fill out a simple form and become a member of our community of proactive kids and their parents. You will be the first to know about our activities and events.
Thank you for your interest in our community. We will keep you informed of all interesting events.